Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. javert+valjean fatal error (с)
Размышляя на тему, за что любезный наш Гюго так не любил Жавера, что даже, по слухам, протестовал против вытягивания его из реки, я доразмышлялся до совершенно фантастической версии.
А что, если инспектор был из тех персонажией, которые имеют привычку сопротивляться авторскому замыслу?
Бывает такое - создаешь некий образ, прописываешь ему определенные характеристики и стиль поведения, а в какой-то момент замечаешь, что он упорно вылезает из созданных тобой рамок и активно порывается двигаться в несколько ином, относительно прописанного тобой, направлении. Начинает, что называется, жить своей жизнью.
И вот Гюго, не потерпев подобного самовольства, сталкивает инспектора в сену... Хотя, замечу, мог духовно переродить. И возможностей для перерождения было несколько (но это уже отдельная тема).
Да, дядюшка Виктор долго объясняет нам, что Жавер совершил проступок относительно долга, и не имея возможности выбрать между оным долгом и собственной совестью, бросается в реку. Но ведь был момент, когда он, Жавер, уже совершил, со своей точки зрения, проступок относительно долга. И просил его за это выгнать с позором, а отнюдь не пошел топиться. Что, не было аспекта "совесть"? Я вас умоляю - что же, как не совесть привело его к мэру каяться, вместо того, что бы просто подать прошение об отставке.
Стал старше и сентиментальнее? Вообще смешно, если верить тому, что написал автор.
Так что же помешало Жаверу и на этот пойти и с позором "выгнаться"? А помешала мысль, которую автор вложил в голову инспектора, и которая сейчас кажеться мне несколько притянутой за уши. Это, в общих чертах, мысль о том, что закон невсовершенен.
А вот тут - стоп. Гогю столько раз намекал нам на некоторую узость мышления инспектора. Вот он прямо говорит, что "Мыслить было для него непривычно и необыкновенно мучительно. В мыслях всегда кроется известная доля тайной крамолы, и его раздражало, что он не уберегся от этого.
Любая мысль, выходящая за пределы узкого круга его обязанностей, при всех обстоятельствах представилась бы ему бесполезной и утомительной;".
Точка, конец цитаты.
Так с какого, извините перепуга, инспектор начинает думать о вещах непривычных, непонятных и чуждых? Все же очень просто - служитель закона отпустил преступника. Серьезный проступок. Недостойно полицейского!
Так пойти и уволится к чертовой матери!
К чему все эти путанные, протеворечащие "размышлизмы"? К чему: "Но как просить бога об отставке?" Почему это приходит в голову "узкомыслящему" инспектору, а простая мысль просить об отставке господина Жиске - нет?.
В свете мой версии причина одна - Гюго боялся Жавера. Боялся, как персонажа, который не хочет подчиняться ему, Автору, можно даже сказать - Создателю!
Невообразимо! Немыслимо!
He is dangerous! (с)
Утопить.
Повторюсь - версия совершенно фантастическая и, к тому же, предвзята.
А что, если инспектор был из тех персонажией, которые имеют привычку сопротивляться авторскому замыслу?
Бывает такое - создаешь некий образ, прописываешь ему определенные характеристики и стиль поведения, а в какой-то момент замечаешь, что он упорно вылезает из созданных тобой рамок и активно порывается двигаться в несколько ином, относительно прописанного тобой, направлении. Начинает, что называется, жить своей жизнью.
И вот Гюго, не потерпев подобного самовольства, сталкивает инспектора в сену... Хотя, замечу, мог духовно переродить. И возможностей для перерождения было несколько (но это уже отдельная тема).
Да, дядюшка Виктор долго объясняет нам, что Жавер совершил проступок относительно долга, и не имея возможности выбрать между оным долгом и собственной совестью, бросается в реку. Но ведь был момент, когда он, Жавер, уже совершил, со своей точки зрения, проступок относительно долга. И просил его за это выгнать с позором, а отнюдь не пошел топиться. Что, не было аспекта "совесть"? Я вас умоляю - что же, как не совесть привело его к мэру каяться, вместо того, что бы просто подать прошение об отставке.
Стал старше и сентиментальнее? Вообще смешно, если верить тому, что написал автор.
Так что же помешало Жаверу и на этот пойти и с позором "выгнаться"? А помешала мысль, которую автор вложил в голову инспектора, и которая сейчас кажеться мне несколько притянутой за уши. Это, в общих чертах, мысль о том, что закон невсовершенен.
А вот тут - стоп. Гогю столько раз намекал нам на некоторую узость мышления инспектора. Вот он прямо говорит, что "Мыслить было для него непривычно и необыкновенно мучительно. В мыслях всегда кроется известная доля тайной крамолы, и его раздражало, что он не уберегся от этого.
Любая мысль, выходящая за пределы узкого круга его обязанностей, при всех обстоятельствах представилась бы ему бесполезной и утомительной;".
Точка, конец цитаты.
Так с какого, извините перепуга, инспектор начинает думать о вещах непривычных, непонятных и чуждых? Все же очень просто - служитель закона отпустил преступника. Серьезный проступок. Недостойно полицейского!
Так пойти и уволится к чертовой матери!
К чему все эти путанные, протеворечащие "размышлизмы"? К чему: "Но как просить бога об отставке?" Почему это приходит в голову "узкомыслящему" инспектору, а простая мысль просить об отставке господина Жиске - нет?.
В свете мой версии причина одна - Гюго боялся Жавера. Боялся, как персонажа, который не хочет подчиняться ему, Автору, можно даже сказать - Создателю!
Невообразимо! Немыслимо!
He is dangerous! (с)
Утопить.
Повторюсь - версия совершенно фантастическая и, к тому же, предвзята.
- насчет совести. Тут все погорело на том, что Гюго не верит в одну совесть на всех - совесть у Жавера-раннего была "цивильной", а совесть у Вальжана и персонажей из стана добра - условно говоря, христианской (условно - потому что меня в свое время жутко удивило то, что сам Гюго был без пяти минут атеистом - у него все настолько повязано с религией, что диву даешься).
- насчет первого случая. Здесь, как мне кажется, очень удачно отписался Камю - у него "судья на покаянии" говорит о том, что он был готов понести любое наказание, при этом избежав суда, в нашем случае - не изменившись. Хотя тут есть одно "но" (а вдруг бы изменился, уйдя из полиции и увидев, как просто живут люди?) А Гюго хотел, чтобы инспектор именно покаялся. И тут таится опасность, какой я ее вижу: ведь у него не было середины, только крайности, и при подобной постановке вопроса мы бы из инспектора получили монсеньора епископа - ведь монсеньор до определенного момента тоже считал, что закон божий - предел всему и вне его ничего не может быть. А потом - бывший член Конвента
- вот в философском плане, как мне кажется, инспектору нужно было прислушаться к экзистенциалистам, что ли, - в общем, к тому, что учит "проживать" каждую ситуацию, как Гарри Галлер, которого научили танцам. Да, мир абсурден, да, в нем нет чистых тьмы и света и все относительно - но можно жить и наслаждаться жизнью, даже живя бесцельно - а уж при этом он бы в крайности не впал и не стал бы преступником, он ведь в сущности неплохой человек. Если кратко: миру не нужны идеальные люди)
Так что - да, согласна с тем, что он должен был уйти с того поста, где перед ним стоял бы такой страшный выбор. И меняться, но потихоньку. Может, помогло бы
Все, что нужно было инспектору - время.
Вот не давала мне покоя эта строчка. И, кажется, я понял, почему.
Покаяние - это движение души. Не совести. Совесть-то у инспектора была, а вот душа? Вложил ли ее автор в Жавера?
Что есть душа? Грубо говоря, способность к иррациональным поступкам. Как говорится, "душа просит".
Вальжан, по велению души, крадет хлеб для голодных детей сестры.
Гаврош, по велению души, бьет фонари, так же, как чуть раньше, "по велению", пригрел незнакомых ребятишек.
Даже, мне кажется, у Тенардье можно найти некие душевные порывы. Гнилые, правда, как и сама его душа, но тем не менее.
Душевные порывы могут быть обращены в разные стороны.
Тут можно много писать, долго спорить и т.п.
Суть в другом - на протяжении всей книги душевные порывы у инспектора отсутствуют. Во всяком случае, о них никак не упоминается.
И вот, когда эта самая душа вдруг себя обнаруживает, ее, еще не осознавшую до конца, что она такое, откуда и зачем, бросают на колени и кричат "Кайся!"???.
Так она, душа эта, еще не совершила ничего, в чем могла бы покаяться.
Вот где возникает чувство протеста.
Вот где я, читатель, начинаю кричать: "за что?"
Ах, ну да. Был же душевный порыв, был... Донос на господина Мэра. Как я мог забыть!
Это, видимо, должно оправдать в моих глазах деяние автора: была душа, был порыв - есть чем и в чем каяться.
Только вот одно "НО" - оная душа, благодаря тому, что между первым и вторым разом никак себя (старанием ли, попустительством ли автора - не важно) не проявляла, остается для меня душей - младенцем. Успевшей издать первый крик, сказать первое "агу", но - не более.
Представим себе картину - бог, вдохнув душу в Адама, тут же заявляет ему: "Пшел вон! Ибо- грешен! Иди и кайся!" Мне кажется, Адам в такой ситуации тоже что-нибудь над собой сотворил. Просто от непонимания - за что с ним так обошлись.
Изложено, конечно криво, коряво и дыряво. И я еще подумаю на эту тему. Хотя она, тема эта, для философского трактата подходит более, нежели для блога.
Жавер точно сделает из нас философов
А вот когда начинаешь рассматривать Жавера не как некий Символ, а как живое существо...
Жавер точно сделает из нас философов