Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, - каковы бы ни были отклонения, исключения и отдельные срывы, - путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к богу. Исходная точка - материя, конечный пункт - душа. В начале чудовище, в конце - ангел.
Сначала, когда я перечел эти строки, мне захотелось, со всей возможной язвительностью, спросить: "О! А что это за книга, месье? Я бы почитал..."
Но я стараюсь быть объективным. Поэтому, отметив в уме "отклонения, исключения и отдельные срывы", спрошу с грустью: "Неужели путь обязательно должен быть настолько мучительным?"
А, месье?
Бугагашеньки, сказал бы "отдельный срыв" ) Прочитав про вожделения, посмеялся бы особенно)
Да чего уж там, мне теперь очевидно, что то ли лень,то ли сама внутренняя логика произведения от замысла Гюго чуть увели. О чем косвенно свидетельствует то, что к финалу он начал шить все белыми нитками. А если бы унял миссионерство и по-честному отнесся к персонажам, то и Вальжан, и Жавер, имхо, таким бы не кончили.
*
Кстати, Гюго ведь романтик - боюсь, это тоже сыграло свою роль в печальной судьбе инспектора. Просто все эти философские выкладки меня заставили вспомнить их программные пункты)
Вот если бы Гюго не перемудрил с принципиальностью и сделал для инспектора исключение, сделал его под конец частным, обычным, жизненным, так, может, и остался бы он жить - мало ли, забыл бы, изменился, успокоился, передумал, какая кому разница, это ведь его выбор и жизнь, а не глобальный пример "для всех". А из-за этой гадкой принципиальности, которая, кстати, имхо, идет вразрез с пафосными постулатами самого автора, он и решил: не-ет, символу - символическая доля!)
Внутренняя логика произведения, на мой взгляд, требовала продолжать-и-
массарашпродолжать.А реалии писательской жизни требовали подвести роман к какому-то финалу.
И, зажатый между двумя, прямо противоположными путями, Гюго, не имея доступа к Сене, выбрал таки одно из двух...
Эх...) Меня в общем-то оттуда волнует разве что инспекторская доля, а так - ну и ладно, пусть уж хоть как-то будет) В конце концов, у него ведь роман с явными и серьезными элементами сказочного, а финал - внезапно! - из обязательно для сказки счастливого превращается в притчевый. Я сейчас не берусь судить, это надо перечитывать, но может быть и так, что он банально не справился с жанровой эклектикой, задумав соединить несоединяемое.
роман с явными и серьезными элементами сказочного
Эх, не знали тогда понятия "сериал"...
Просто представляю себе:
Отверженные - 2
Отверженные навсегда.
Отверженные возвращаются
Конан и отверженныеЧто-то я сегодня активно пытаюсь вывалиться из серьезного пространства...
Ага, Мариус ловит Тенардье 50 лет, потом отпускает его и топится в Ниагарском водопаде xD
И Жавер ему в помощь - как-никак Тенардье приговорен к смертной казни, а на свободе разгуливает... Непорядок!