Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. javert+valjean fatal error (с)
Наткнулся на некую курсовую работу "Нравственная концепция романа Виктора Гюго Отверженные".
Я ее еще основательно почитаю, но кое что в ней меня уже впечатлило. В особенности вот этот момент:
Отпуская Жавера на свободу, платя ему добром за зло, Вальжан в конце своих испытаний становится не Анжольрасом, а Мириэлем. Но этот поступок — вовсе не дело «личной совести» Вальжана, он приобретает также абсолютную моральную ценность, поскольку именно благодаря ему Жавер оказывается и морально и физически уничтоженным.
Я ее еще основательно почитаю, но кое что в ней меня уже впечатлило. В особенности вот этот момент:
Отпуская Жавера на свободу, платя ему добром за зло, Вальжан в конце своих испытаний становится не Анжольрасом, а Мириэлем. Но этот поступок — вовсе не дело «личной совести» Вальжана, он приобретает также абсолютную моральную ценность, поскольку именно благодаря ему Жавер оказывается и морально и физически уничтоженным.
любимомдумал) Жавер был для него чем-то вроде воплощения судьбы, от которой он все бегал да не убежал. То есть тут идет некоторая подмена понятий: одно дело - смирение перед лицом рока, "недеяние", поступок, который просто нельзя не совершить; другое - акт прощения (я уже плоховато помню этот эпизод, но по-моему, простил Жан Жавера разве что в мэрии, когда тот пришел ему каяться, в финале же он ему был попросту безразличен). Жавер же воспринял поступок Вальжана именно как действие, подобное поступку епископа, потому что раньше он и подумать не мог, что каторжник может так поступить, а все внезапное - тем более, непонятное - приобретает для человека гораздо большее значение, чем то, что в порядке вещей. Это можно проследить на примере его реакции: сначала она вполне для него естественна (предупреждает, что все равно не отвяжется, угрожает, не хочет быть освобожденным). Это потом, когда причудливый мыслительный процесс Жавера, который ему однажды уже испортил всю жизнь, вступает в действие, Жавер трактует поступок Жана как нечто "высшее" (у него, очевидно, имелся в зачатке весьма поэтический ум)). Вот то, как Жавер отпустил Вальжана, - это да, это и есть "абсолютное значение", потому что для Жавера этот поступок по всей своей сумме характеристик равнялся, что ли, приходу Жана в суд. На время финала Жану уже доказывать было нечего и некому: и если бы один поступок уравновешивал второй, то некое... равновесие не было бы нарушено: Жавер отплатил бы ему той же монетой, они квиты, восстановлен статус кво. Но что-то ведь пошло не так, что-то нарушилось, кто-то ведь пошел на мост. И отпустил Жавер Валжана не по логике (мог бы подумать, да, он меня отпустил, значит, и я должен ему отплатить тем же, это будет справедливо и по совести), это был именно душевный порыв. И последнее: душа у Жана ведь была в начале куплена) Он не мог не поступить так, как поступил; Жавер, напротив, не мог поступить так, как поступил - но он это сделал.Моральная ценность в уничтожении Жавера - это вообще отдельная тема))
Расскажи ему кто-нибудь, чем обернется этот его поступок, возможно и не оставил бы он инспектора поджидать его у дома, а потащил за собой. А там, глядишь, и подсвечники бы в ход пошли )))
Просто, наткнувшись на данную курсовую, я, естественно, первым делом полез в раздел «Мораль» Жавера — антагониста Жана Вальжана. (Мораль в кавычках меня сразу умилила, да) но там не нашел ничего нового - только уже известные мне цитаты из разных источников.
А вот Заключение... На этой конкретной фразе со мной случилась форменная истерика. Я начал ржать. Вероятно оттого, что понял, что мои поступки никогда, я надеюсь, не приобретут абсолютной моральной ценности.
Подсвечники - сначала по голове, а потом в руки?))