Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. javert+valjean fatal error (с)
Интересно, что практически во всех аннотациях, предисловиях, пересказах и пр. Жавер рисуется "неутомимым преследователем" Вальжана. То есть, если не читать книгу, создается впечатление, что Жавер больше ничем не занимается, кроме розысков одного, отдельно взятого, беглого каторжника.
Но ведь на самом деле это не так. По большому счету инспектор к Вальжану равнодушен. Из разряда: появился в поле зрения - будем ловить, исчез с горизонта - и черт с ним, других дел полно.
Так откуда взялась эта легенда о неутомимости? Из привычки считать именно Жавера антагонистом?
Но ведь на самом деле это не так. По большому счету инспектор к Вальжану равнодушен. Из разряда: появился в поле зрения - будем ловить, исчез с горизонта - и черт с ним, других дел полно.
Так откуда взялась эта легенда о неутомимости? Из привычки считать именно Жавера антагонистом?
В кино же и мюзикле... ну, здесь свои законы жанра) В одном фильме проскользнула идея, мол, Жавер префекту клянется, что всегда будет его искать, - остальные за эту идею схватились и развили) Точно так же из О-78, по-видимому, была потащена идея капитана Бове, точно так же в О-52 капитально плагиатили с О-35. Здесь такое отношение к инспектору понятно: все, без исключения, фильмы имеют центральной линией историю Вальжана - и, как я подозреваю, почти все в той или иной мере "сливают" Тенардье, а без него единственный и постоянный антагонист - только Жавер) Хотя фильмы можно простить за то, что порой они более человечно относятся к инспектору, чем сам автор.
Я ведь тоже после мюзикла думал, что таки преследует. Что да, таки цель у него такая, единственная.. Читать-то начал, что бы узнать - а как оно там было на самом деле, и с чего собственно в реку бросился. Мотивировку хотел четкую... Ага.
Неужели только единицы видят, что:
а) Не злобен.
б) Не преследует.
в) Вообще не антагонист.
С кино-то все понятно - Жавер в роли антагониста банально удобнее и проще многопланового Тенардье. Но книгу-то обычно читают люди как-никак умеющие мыслить. Или Гюго невероятно гениален, раз все то, что он раскладывает на первом плане романа, настолько отводит глаза и забивает мозги, что глубже люди в немом восхищении смотреть просто не хотят.
А в Жавере меня практически сразу поразило то, что когда идет чисто описательный момент, возникает один образ, не очень привлекательный, прямо скажем. Но стоит инспектору начать говорить или действовать - и передо мной встает совсем другой человек. Практически ничем не напоминающий только что описанного.